Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

консультации специалистов

Дефектолог-логопед

Смирнова Юлия Владимировна
Окончила Московский государственный открытый педагогический университет. Имеет диплом с отличием и высшую категорию специалиста. Вижу главной своей задачей — донести до родителей необходимость полноценного общения с ребенком с первых дней его жизни.
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA

Темы вопросов
Текст подсказки пуговки по какой либо теме. Текст подсказки пуговки по какой либо теме. Текст подсказки пуговки по какой либо теме. Текст подсказки пуговки.
Последние вопросы
18.01.2017 09:27:33Вопрос:
Добрый день! Ребенку(мальчик) через неделю 3 годика. Есть проблемы с речью - очень мало говорит. В 2,8 ходили к неврологу, поставил ЗРР, выписал энцефабол пить 2 месяца. По общему развитию проблем нет - давно ходит на горшок, кушает самостоятельно. Пропили препарат как положено, но особых изменений не увидела, чётко говорит примерно 20-30 слов, остальное говорит на своём - тарабарском. Речь взрослых понимает отлично, выполняет все указания. Подскажите, что нам дальше делать? Идти к логопеду или опять к неврологу? Заранее благодарна за ответ.
Ответ:
После завершения курса энцефабола желательно еще раз показать ребенка неврологу, а затем логопеду. 
Дома старайтесь всячески побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Развивайте у малыша чувство ритма, слушайте и напевайте детские песенки. Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Смотрите нашивидеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 
10.01.2017 16:50:41Вопрос:
Здравствуйте! Дочке 2 года 5 месяцев, ходит в садик. Разговаривает давно и хорошо, только путает букву Д с буквой Г, говорит "гай" вместо "дай" и т.д. Скажите, пожалуйста, как исправить неправильное произношение? Как ни пытаюсь показывать ей, как говорится, у меня не получается. И к скольки годам нужно учить говорить букву Р? Заранее спасибо!
Ответ:
В этом возрасте вполне допустимы замены одних звуков другими, более легкими для произношения. Обычно звук Р дети осваивают к четырем годам. Для развития подвижности органов артикуляции разучите комплекс артикуляционной гимнастики для малышей. Проводите занятия в игровой форме. Также уделите внимание развитию мелкой моторики.
27.12.2016 22:52:17Вопрос:
Добрый день! Подскажите, возможно, мне с дочкой пора обратиться к логопеду. Дочке 2 года и 4 мес. Мы не хотим говорить. Она показывает многое жестами из развивающих занятий. Если говорит, то почти все слова очень тяжело понять. Иногда может выдать новое слово. А как попросишь повторить, отказывается. Слова, связанные с действиями (дай, налей, мыть и прочее), мы вообще не говорим. Мы уже делали дыхательную и артикуляционную гимнастику. В начале был эффект. А потом все. Неврологи предлагают пить лекарства.
Ответ:
При задержке речевого развития необходимо начинать с обследования у логопеда и невролога, также можно показать ребенка отоларингологу. Если в два года ребенок говорит значительно меньше своих сверстников, но при этом «всё понимает», разумно играет, пытается подражать речи взрослых, то он обязательно заговорит, но с ним нужно заниматься, больше разговаривать и побуждать к речевой активности. Дома проводите занятия по развитию речи. Рассказывайте малышке всё, что вы вместе видите и делаете. Задавайте ребенку вопросы, давайте речевые образцы. Не забывайте радоваться успехам, обязательно хвалите малышку. 

Придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» Смотрите наши видеоуроки по развитию речи.
26.12.2016 00:19:31Вопрос:
Здравствуйте. Моему сыну 2 года и 3 месяца. На данный момент он говорит отдельные слова, такие как "нет", "не надо", "иди!", "гулять", "киса", "ням-ням", "сидеть", подражая чихает, кашляет, озвучивает динозавров, в остальное время говорит на "своем языке". Недавно впервые на два часа остался с папой и через полтора часа начал искать меня, подошёл к входной двери, начал плакать и говорить "где идти". Меня волнует и то, что постоянных фраз он ещё не использует, и то, что у него активный набор слов всё время меняется. Многие слова, которые он говорил раньше, сейчас не говорит. Раньше называл меня мамой, когда были у бабушки летом, вернулись - перестал. Необходимо ли мне записать его к неврологу или какому-то другому специалисту?
Ответ:
В первую очередь, необходимо показать ребенка неврологу или психоневрологу, затем – логопеду. Дома проводите занятия по расширению словаря. Для этого побуждайте ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Смотрите наши видеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 
22.12.2016 19:56:41Вопрос:
Здравствуйте! Ребенку 2,4 (мальчик). Он говорит только "ма", "па", иногда "папа", а остальное время просто шипит или просто кивает и показывает пальцем на то, что ему надо.
Ответ:
При задержке речевого развития необходимо начинать с обследования. Покажите ребенка неврологу и логопеду. Логопед определит уровень речевого развития, оценит мышечный тонус. Невролог, при необходимости, назначит лечение.

Дома старайтесь всячески побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Развивайте у малыша чувство ритма, слушайте и напевайте детские песенки. Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Смотрите наши видеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 
22.11.2016 20:11:10Вопрос:
Добрый вечер. Дочке 1,8 года, до сих пор не разговаривает. Всё понимает, просьбы выполняет, но речи нет. Есть какие-то мычания, "песни", трели, но смысловых слов нет, даже звукоподражаний. При выписке из роддома 7/8 по апгар были исправлены на 8/9. До года были слоги "ма, па, ба", потом пропали. Сейчас появляются, но как-то стихийно и на короткий промежуток времени. К кому нам стоит обратиться? Какие занятия проводить дома?
Ответ:
Если ребенок всё понимает, разумно играет, то причин для беспокойства нет. Активная речь обязательно появится. Именно со второй половины второго года жизни малыша происходит качественный скачок в речевом развитии – быстро пополняется словарь и появляется первая фраза. Старайтесь всячески побуждать малышку к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Слова и фразы должны быть достаточно легкими для повторения и произношения. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. 

Читайте статьи «Первая фраза» и «10 советов по развитию речи ребенка». Смотрите наши видеоуроки. В два года покажите ребенка неврологу и логопеду.
21.11.2016 13:23:49Вопрос:
Здравствуйте! К какому возрасту ребенок должен четко выговаривать все звуки? Дочке 4 года. Л и Р не получаются. Можно ли самой заниматься, чтобы эти звуки появились четкие или надо только с логопедом заниматься?
Ответ:
Обычно к концу пятого года дети самостоятельно овладевают произношением всех звуков. После пяти лет нужно обращаться к логопеду.

Дома можно заниматься логопедической гимнастикой для выработки определенных укладов и подвижности органов артикуляции. Разучите основной комплекс, выполняйте его ежедневно, особое внимание уделите упражнениям: 
«Улыбка», «Хоботок», «Качели», «Чистим зубки», «Индюк», «Месим тесто», «Парус»,
«Маляр», «Вкусное варенье» - для звука Л; 
«Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляр», «Дятел», «Мотор» - для звука Р.

Пробуйте вызвать звук Л с помощью упражнений:
1. Упражнение «Ловим мышку за хвостик»
Произносим звук А, прикусываем кончик языка и быстро прячем его в рот.
Получается: Ал-л-л-л.
2. Передними зубами закусить распластанный (широкий) язык. Просим ребёнка низким голосом произносить, но язык не отпускать: а-а-а-а. Получается: ла-ла-ла.
3. Упражнение «Пароход».
Закусить кончик языка и долго гудеть, как пароход: Ы-Ы-Ы. По команде, не разжимая зубов, спрятать язык в рот.

Постановка звука Р:
Во время произнесения звуков ДРРР или ТРРР производим быстрые движения вправо- влево под кончиком языка чистым указательным пальцем ребенка, вызываем длительную вибрацию.

Более подробно читайте в моей статье «Постановка звука Р»
На нашем сайте представлены видеоролики по автоматизации трудных звуков.
19.11.2016 09:10:08Вопрос:
Добрый день, дочке 2,6 года. Очень хорошо разговаривает, все стихи знает, песни поёт. И вот пару дней назад начала наблюдать, что она хочет мне сказать, но тяжело говорит, как будто что-то в горле мешает, сказать не может, потом скажет и молчит!
Ответ:
При появлении речевых запинок необходимо сразу обратиться к врачу-неврологу.

Дома необходимо придерживаться специального режима:
1) все говорят тихо и в спокойном темпе;
2) отдаем предпочтение спокойным играм, ориентированным на ручную деятельность (пазлы, мозаика, конструкторы и т.п.);
3) резкое ограничение просмотров мультфильмов (лучше заменить диафильмами) и полное исключение компьютерных игр;
4) ровное, спокойное отношение к ребенку; не допускайте как отрицательных, так и положительных эмоциональных всплесков;
5) организуйте двухнедельные каникулы, если ребенок посещает детский сад, или другие дошкольные учреждения;
6) на прогулке избегайте большого скопления детей;
7) соблюдайте режим дня.
14.11.2016 08:14:30Вопрос:
Добрый день. Ребенку 2,5 года. Хорошо разговаривать стал уже в 1,5 года. Речь поставлена правильно. Строит большие предложения. Очень много говорит в течение дня. В сад еще не ходим. Проблема в том, что месяца три назад стал хуже говорить - речь стала невнятная - как будто язык между зубов ставит. Может ли это быть из-за того, что до двух лет сосал соску? И иногда еще пьет молоко из бутылочки ночью.
Ответ:
В этом возрасте допустимы различные несовершенства звукопроизношения. Но с любыми видами сосок лучше расстаться, так как привычка сосания является мощным фактором развития нарушений прикуса. Однако, если избавиться от привычки на данном этапе, то нормальное давление со стороны губ и щек быстро возвращает зубы в их обычное положение — происходит так называемая саморегуляция. 
08.11.2016 11:31:43Вопрос:
Здравствуйте. Ребенку исполнилось 5 лет, не выговаривает р, рь и л. Мягкий ль говорит, а твердый никак не можем поставить. За р еще не брались. Посоветуйте упражнения, задания на постановку звука. Заранее спасибо.
Ответ:
Начинайте с артикуляционной гимнастики.http://dar-baby.ru/content/video/1869 Разучите основной комплекс, выполняйте его ежедневно, особое внимание уделите упражнениям: «Улыбка», «Хоботок», «Качели», «Чистим зубки», «Индюк», «Месим тесто», «Парус», «Маляр», «Вкусное варенье» - для звука Л; «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляр», «Дятел», «Мотор» - для звука Р. 

 Постановка звука Л (3 способа):

 1. Упражнение «Ловим мышку за хвостик»
Произносим звук А, прикусываем кончик языка и быстро прячем его в рот. 
Получается: Ал-л-л-л.

 2. Передними зубами закусить распластанный (широкий) язык. Просим ребёнка низким голосом произносить, но язык не отпускать: а-а-а-а. Получается: ла-ла-ла.

 3. Упражнение «Пароход».
Закусить кончик языка и долго гудеть, как пароход: Ы-Ы-Ы. По команде, не разжимая зубов, спрятать язык в рот.

Постановка звука Р:
Во время произнесения звуков ДРРР или ТРРР производим быстрые движения вправо- влево под кончиком языка чистым указательным пальцем ребенка, вызываем длительную вибрацию.

Более подробно читайте в моей статье «Постановка звука Р» http://dar-baby.ru/content/article/2383
На нашем сайте представлены видеоуроки по артикуляционной гимнастике и автоматизации трудных звуков.
07.11.2016 14:42:24Вопрос:
Здравствуйте. Дочке почти 6 лет. Ходили к логопеду, поставили все звуки, когда занимаемся чистоговорками, говорит все четко. Но в обычной речи не употребляет звуки ш, ж, л, р. Часто при разговоре проглатывает окончание слов. Из-за этого не понятно, что говорит. Подскажите, что предпринять, чтобы у ребенка стала более четкая речь?
Ответ:
Необходимыми условиями быстрейшей автоматизации звука является: 
  • постепенное усложнение речевого материала (слоги, слова, фразы, стихи, чистоговорки), 
  • системность занятий,
  • контроль за поставленными звуками. 
Если ребенок в свободной речи не использует поставленные звуки, значит они еще не автоматизированы. Продолжайте занятия. Продолжайте учить стихи и чистоговорки, учите ребенка пересказам, составлению рассказов по серии картинок. Смотрите наши видеоуроки по автоматизации звуков.
25.10.2016 14:04:46Вопрос:
Здравствуйте! Ребенок развит нормально. Ползает/сидит/ходит (иногда, увлекаясь, даже за одну ручку), действия с предметами и прочее - на отлично. Но! До 8 месяцев мы показывали на карточках и фигурках носик/глазки/ушки, произносили звуки, как говорят животные, если попросить, различали цвета. Все это было моей малышке любимо и интересно. Сейчас (10 мес.) вот уж два месяца она как...поглупела что ли...не хорошо так говорить, но не знаю, как описать проблему иначе. Занятия по-прежнему любит, но ничего не показывает вообще! Не произносит звуки, будто не понимает постановку вопросов. Смотрит отсутствующим взглядом. Помогите! Как ей помочь? Ребенок остался контактным, на проявление эмоций не скуп, обнимается, целуется, любит догонялки. А я чувствую, что где-то в обучении ошиблись и что вся работа с ней по развитию насмарку. Пугает также отстраненность при просьбах/вопросах. Ранее ее радовали возможности и процесс обучения/игры.
Ответ:
Речевое развитие ребенка может «приостанавливаться» по разным причинам. Скорее всего, ребенок переключился на освоение нового вида деятельности – ходьбы. Сейчас главное – это накопление понятий и представлений об окружающем мире. Рассказывайте малышке всё, что вы вместе видите и делаете. Не перегружайте свою речь лишними словами. Формируйте связь между словом, предметом и простейшим действием. Читайте статьи «Первая фраза» и «10 советов по развитию речи ребенка...»
23.10.2016 21:34:45Вопрос:
Ребёнку 2 года. Родился с внутриутробной инфекцией, гипоксией. Сейчас произносит только пару слов, не связывает их между собой. Хотелось бы узнать о методах лечения ЗРР?
Ответ:
Ребенок должен находиться под наблюдением невролога и, если необходимо, получать лечение.
При задержке речевое развитие ребенка проходит те же этапы, что и в норме. Дома старайтесь всячески побуждать малыша к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Рассказывайте ему всё, что вы вместе видите и делаете. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Развивайте у ребенка чувство ритма, слушайте и напевайте детские песенки. Занимайтесь развитием мелкой и общей моторики: проводите пальчиковые игры, рисуйте карандашами, собирайте мозаику; учите ребенка перешагивать предметы, бегать и прыгать. 

Придерживайтесь рекомендаций из статьи «10 советов по развитию речи ребенка…», читайте статью «Первая фраза».
14.10.2016 16:08:56Вопрос:
Добрый день, моему сыну 4 года. Начал рано разговаривать, были некоторые недостатки в речи, это буква "Р", шипящие, но в целом, разговаривал очень хорошо. Но месяца полтора назад стал разговаривать по слогам. Причем, это не игра такая, мы еще не учили с ним слоги. А прям разговаривает, по две буквы. Не всегда, правда, в основном, я замечаю, когда что-то вспоминает или мультик пересказывает. У него с 2,5 лет мигрени, диагноз поставили 5 месяцев назад, принимали лекарства, и я очень боюсь, что мигрени или лекарства могли нарушить речь. Скажите, это опасно или нет, речь восстановится или нет?
Ответ:
Возникновение заикания может появляться по-разному. В одних случаях – остро, в других – постепенно. При появлении речевых запинок лучше всего сразу обратиться к психоневрологу или неврологу. Для успешного преодоления заикания необходимо устранить причину, по которой возникло речевое нарушение. Чаще всего это: стрессовые ситуации; непосильные речевые нагрузки; различные заболевания, ослабляющие ЦНС. 

Дома рекомендуется создать специальный режим:
1) все говорят тихо и в спокойном темпе;
2) отдаем предпочтение спокойным играм, ориентированным на ручную деятельность (пазлы, мозаика, конструкторы и т.п.);
3) резкое ограничение просмотров мультфильмов (лучше заменить диафильмами) и полное исключение компьютерных игр;
4) ровное, спокойное отношение к ребенку; не допускайте как отрицательных, так и положительных эмоциональных всплесков;
5) организуйте двухнедельные каникулы, если ребенок посещает детский сад или другие дошкольные учреждения;
6) на прогулке избегайте большого скопления детей;
7) соблюдайте режим дня.
13.10.2016 18:33:06Вопрос:
Здравствуйте. Нам в сентябре исполнилось 4 года, за два месяца до этого невролог поставила сыну диагноз ЗРР и назначила пантогам три раза в день. И все, специалистов у нас нет, не знаем, что делать. К тому же ребенок гиперактивен, если что-то ему не нравится, он агрессивно реагирует: бросается на пол и лежит, по ночам плохо засыпает, несколько раз было так, что просыпался и плакал сильно, разговаривает все на своем непонятном языке, некоторые слова говорит четко: папа, мама, баба, чай, пить. Сейчас стал больше слов говорить. К примеру, повторить он может хорошо за мной, когда я говорю ему что-то сделать, он это делает. Слух проверяли, он полностью слышит. Подскажите, как нам улучшить ситуацию, потому что невролог просто сказала, что он не будет говорить вообще. Как мне заниматься с ним? Я по образованию педагог, но с маленькими детьми не знаю, как можно заниматься, чтобы он заговорил. К тому же, развивался он нормально, жалоб не было, но вот к трем годам такое произошло. Прогресс остановился, может, это связано со стрессом, мы пытаемся попасть к хорошему детскому психологу. Чтобы посоветовали Вы?
Ответ:
Речевое развитие ребенка может приостанавливаться по разным причинам. Запишитесь на консультацию к психологу. Продолжайте наблюдаться у невролога, выполняйте рекомендации врача. Речевое развитие ребенка с ЗРР проходит те же этапы становления речи, но со смещением по возрасту. Постепенно навыки будут расширяться. 

Обязательно проводите занятия по развитию речи. Рассказывайте малышу всё, что вы вместе видите и делаете. Побуждайте ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. 
Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. 
Смотрите наши видеоуроки по развитию речи.
Придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 
12.10.2016 21:55:02Вопрос:
Здравствуйте! Моему сыну в сентябре исполнилось 3 года. Пошли в сад с 1 сентября. До сада проходили мед. комиссию, и невролог поставил нам диагноз ЗРР. Где-то в 1,5-2 года сын начинал говорить по слогам. Ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба... Сам говорил и повторял. Но со временем перестал говорить вообще. Только лепечет что-то непонятное. Повторяет только букву А и слог зи-зи, но получается что-то типа хи-хи. Невролог направила нас к реабелитологу, та - к дефектологу. В итоге решили, что нам нужно ходить в спец. группу речевую в саду. Но у нас в саду такой нет, а в других садах нет мест. Сказали звонить после НГ. С августа месяца никаких изменений до сих пор нет. Вопрос в том, что нам можно сделать до того, как мы попадем (если попадем) в речевую группу? С ребенком занимаюсь: рисуем, игры для пальчиков рук, дыхательная гимнастика. Читаю сказки, стишки, пою песенки.
Ответ:
Покажите ребенка еще раз неврологу и отоларингологу. Обратите внимание специалистов на то, что в 1,5 года ребенок начинал произносить слоги. Дома старайтесь всячески побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» , читайте статью «Первая фраза».
04.10.2016 16:36:24Вопрос:
Здравствуйте. Ребёнку в ноябре исполнится 2 года (девочка). Очень беспокоит то, что она до сих пор не разговаривает. Произносит мама, папа, изображает звуки животных, и на этом все. Абсолютно все понимает, что не спросишь, показывает пальчиком, а просишь назвать предмет - молчит и улыбается. Были на приёме врача, сказали короткая уздечка, надрезать поздно. Как можно поспособствовать и помочь ребёнку?
Ответ:
Сейчас самое главное – это понимание речи. Если ребенок разумно играет, изображает звуки животных, пытается подражать речи взрослых, то причин для беспокойства нет, активная речь обязательно появится. Дома старайтесь всячески побуждать малышку к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Рассказывайте ей всё, что вы вместе видите и делаете. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Развивайте у ребенка чувство ритма, слушайте и напевайте детские песенки. Занимайтесь развитием мелкой и общей моторики: проводите пальчиковые игры, рисуйте карандашами, собирайте мозаику, учите ребенка бегать и прыгать. 

Придерживайтесь рекомендаций из статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 
Смотрите наши видеоуроки по развитию речимузыкально-ритмические игры и другие видеоролики.

По поводу уздечки – подрезать её можно в любом возрасте. Но это совсем не обязательно, так как её можно растянуть. Проконсультируйтесь с врачом-ортодонтом.
28.09.2016 13:19:26Вопрос:
Здравствуйте! Живем в Европе. Ребенку 4г.1м. Посещает местный дет. сад, где говорят на 2 языках (франц. и каталанский), дома только на русском с ним говорим, мультики в основном на испанском смотрит. В стране ходовые эти 3 языка, все школы мультиязыковые. Переживаю по поводу их освоения, пока не говорит, но команды понимает вроде. Рано еще ожидать результата? Ходил в целом 5 мес. по пол дня. Говорят, дети как губки, но сколько ждать, чем можно помочь, что можно почитать на эту тему? Ребенок говорит на русском, до 3 лет говорил только некоторые слова и не хотел повторят другие новые, а с 3 довольно быстро разговорился, говорит пока не чисто, не произносит Р, например, иногда укорачивает слова (рисовать -рисуть) или слоги переставляет, в целом, говорит хорошо. А на иностранных знает только некоторые слова, может посчитать до 20, например. Возможно, он копит новый язык, а через годик выдаст, не знаю, он единственный русский мальчик. А мы, родители, не владеем этими языками как носители, сами учим.
Ответ:
Для успешного и своевременного овладения речью ребенку необходимо ориентироваться на одну языковую систему до 4-5 летнего возраста. Два, а тем более три языка – это большая нагрузка: разная лексика, фонетика, грамматика. Важно - не когда заговорит, а как помочь.Читайте сказки, учите стихи, смотрите мультфильмы, слушайте детские песенки. Читайте статью «Билингвизм у детей».
27.09.2016 22:25:21Вопрос:
Здравствуйте! Мальчику 2.4 года. Никаких проблем со здоровьем нет, в том числе и у невролога. Но говорит только слоги "мама", "баба", "папа", "ебаа", "аббаа", "да". Начинаю переживать. Что делать? Это считается проблемой? Педиатр сказала: "ждите".
Ответ:
Если малыш в 2,4 года не говорит, плохо воспринимает обращенную речь, не пытается подражать словам взрослых, у него нет адекватной игры,то необходимо обратиться к специалистам: психоневрологу, отоларингологу, логопеду - для обследования и выявления причин задержки речевого развития. 

Если же малыш говорит значительно меньше своих сверстников, но при этом «всё понимает», разумно играет, пытается подражать речи взрослых, то ребенок обязательно заговорит, но с ним нужно заниматься, больше разговаривать и побуждать к речевой активности. Рассказывайте малышу всё, что вы вместе видите и делаете, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. 

Смотрите наши видеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…»
23.09.2016 21:52:23Вопрос:
Здравствуйте. Нашему сыну 3.5. Нам неврологи ставят диагноз ЗРР. С рождения ставят ВЧД. Пили кучу разных лекарств, последнее было для усиливания работы мозга. Особого толку я не вижу, сын говорит почти все как взрослый, но большинство говорит по своему. Но если его попросить повторить по слогам, он делает это четко и внятно, а потом опять разговаривает на "своем"! Нам говорят, что надо делать электроэнцефалограмму. Неужели нет больше никаких других способов? Подскажите, пожалуйста.
Ответ:
Если ребенок с ЗРР в 3,5 года «говорит почти всё, как взрослый», значит толк от лечения всё-таки есть. Так как и в норме к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывает­ся на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная.

Дома старайтесь всячески побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок тренирует речевой слух и укреп­ляет артикуляционный аппарат. Трудные слова произносите по слогам с показом артикуляции. Развивайте чувство ритма - слушайте и напевайте детские песенки, учите стихи. Читайте и перечитывайте знакомые сказки. Для развития подвижности органов артикуляции занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Также уделите внимание развитию мелкой и общей моторики.
16.09.2016 22:55:42Вопрос:
Здравствуйте! Моему сыну 3 года и 8 мес. Очень смышленый, умный, добрый, все понимает, все делает! Есть проблема - расщелина мягкого и твердого неба. Проблемы с речью. Говорит много, но много не понятно, я как мама его понимаю. Говорит хорошо "мама", "оля", "алина", "галя", "нина", "луна", "махына" - это машина, "хыма" - это спасибо, "нонь" - ночь, "гень - день и много-много другого. Знает буквы многие, показывает, пишет! Остальное по развитию отлично! Вопрос: возможно ли, что после операции сын сам заговорит правильно?
Ответ:
При открытой форме ринолалии всегда требуется логопедическая коррекция, как в дооперационный период, так и после уранопластики. После операции обязательно выполняют массаж, который предотвращает появление рубцовых тканей. Также необходимо формировать у ребенка нёбно-глоточное смыкание и устранение назального оттенка голоса. Проводят упражнения по выработке длительного речевого выдоха, развивают подвижность органов артикуляции. Другие направления логопедической работы будут зависеть от результатов обследования всех компонентов речи.
12.09.2016 20:39:30Вопрос:
Здравствуйте! Моему сыну 4 года и 3 месяца. У нас замена звуков д-г и т-к (да-га, нет-нек), но "дядя", "тетя", "диван" и т.д. произносит правильно. В садике сказали ждать до подготовительной группы. Ребенок очень гиперактивный и капризный, навряд ли будет заниматься с логопедом. Как мне быть? Что я могу сделать сама?
Ответ:
Скорее всего, у ребенка не сформирован фонематический слух (нарушена способность вычленять звуки из потока речи). Система логопедической работы состоит из нескольких этапов. 
Сначала ребенка учат слышать и узнавать (различать) неречевые звуки, окружающего мира. 
Затем различать звуки, слова и фразы - по силе, высоте и тембру голоса. 
Следующий этап – дифференцировать похожие по звучанию: слова (бочка-дочка-почка-кочка), слоги (ба-па –да-ба), звуки (г-к, д-т, с-з, ш-ж). 
Последний этап (подготовительный к школе) – развитие навыков звукового анализа. 

Сейчас Ваша задача - учить ребенка вслушиваться в речь окружающих. Говорите четко, не торопясь. Давайте правильные речевые образцы. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок тренирует речевой слух и укреп­ляет артикуляционный аппарат. 

Смотрите видеоролики:
05.09.2016 11:42:34Вопрос:
Ребенку 3 года 11 месяцев, разговаривает хорошо и понятно (но не выговаривает р, ж, ш), словарный запас большой, говорить предложениями и понятно начал в 1г8м. Сейчас бабушки заметили, что хуже стал говорить р, ш, ж, чем раньше. Бить тревогу или не трогать до 5 лет, а там к логопеду?
Ответ:
В этом возрасте еще допустимы различные несовершенства звукопроизношения. Дома проводите занятия для развития подвижности органов артикуляции. Разучите и выполняйте упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики. 

Если через 3-4 месяца не произойдет качественных сдвигов в звукопроизношении, покажите ребенка логопеду.
31.08.2016 14:35:49Вопрос:
Здравствуйте. Ребенку 3 года, мальчик. Стал говорить некоторые простые слова, но периодически проглатывает буквы, коверкает слова, много лапочет на своём. Что делать? Ждать или вести к специалисту?
Ответ:
Для детей этого возраста допустимы несовершенства в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Тем не менее, выраженные нарушения слоговой структуры слова могут возникать при недоразвитии слухового восприятия и (или) нарушениях в артикуляционной сфере. Для исключения речевой патологии покажите ребенка логопеду и неврологу.
26.08.2016 14:48:33Вопрос:
Здравствуйте! Моему внуку недавно исполнилось 5 лет, заговорил рано, в 2 года начинал говорить предложениями. Рано появился звук Р. К трем годам речь была связная. Но никак не появлялись свистящие, шипящие и йотированные звуки. Он звуки Х заменял на К ; С, Ш, Щ, Ц, Ч заменял на звук Т; Ж и З заменял на Д,а йотированные - на ля, лё, лю, ле. И к четырем годам он песню про Ёлочку произносил приблизительно так: В летю родилять лёлитка, В летю она ротля, Димоль и летом тлёльналя, Делёналя биля. Пошли на приём к логопеду в поликлинику. Она поставила диагноз дизартрия. Намекнула, что занятия будут платные. Довела до визга ребёнка видом зондов, похожими на инструменты палача, которыми пыталась залезть к нему в рот и сделать массаж языка. Причём ребенок не мог понять, что эта злая тётя от него хочет, потому что появилась и другая проблема - занятия проходят на азербайджанском языке, на котором ребёнок не говорит и не понимает. Пытались обратиться к другому логопеду. Везде та же проблема - занятия на азербайджанском. Я поняла, что это пустая трата нервов ребёнка, денег и времени, и решила заниматься сама. Проштудировала интернет, и мы стали заниматься. Звук Х получился довольно быстро. Со звуком С пришлось повозиться. Занимались 1,5 месяца по 15-20 минут. Потом пришлось сделать перерыв - ребёнок заболел. И тут он сам звуки С и Х стал употреблять в речи. Стали ставить Й. А через месяц у него появились сразу Ш, Щ, Ж и З. Теперь он начинает эти звуки употреблять, путает их. Вместо С говорит Ш, вместо Ш - Щ. То правильно скажет, то нет и получается каша. Причем разницу между звуками он понимает. Заставляем говорить медленно, тогда у него выходит правильно, наши исправления он пропускает мимо ушей. Уже я и занятия прекратила, потому что не знаю, какой звук автоматизировать... Как нам быть в такой ситуации?
Ответ:
Спасибо за подробное описание проблемы. Вы теперь почти профессионал! Как быть дальше? Ребенку только 5 лет. Возможно, ему еще нужно какое-то время, чтобы дозреть, повзрослеть. Если это действительно дизартрия, то очень важен комплексный подход. Помимо логопедических занятий еще и наблюдение врача-невролога. 

Сейчас я бы посоветовала такую тактику: не форсировать события, но привести занятия в систему. Например, заниматься 2-3 раза в неделю по 20-25 минут. Все занятия проводите в игровой форме, не забывайте хвалить внука! Начните с того, что уже получается. Отработайте последовательно еще раз группу свистящих, шипящих, а затем проведите занятия по дифференциации звуков, как внутри группы, так и между группами звуков – это очень важно. Используйте, как часть занятия, наши видеоролики по автоматизации звуков

Еще советую выполнять упражнение «Покусывание языка», его можно отнести к самомассажу. Начинаете с кончика языка и продвигаете язык вперёд как можно дальше. Затем коренными зубами кусаем боковые края языка сначала с одной, потом с другой стороны. Начинаем всегда с легких покусываний, далее переходим к более глубоким и ощутимым. Заканчиваем самомассаж расслаблением языка, можно пошлёпать язычок губами (пя-пя-пя), или выполнить упражнение «Блинчик». Такой самомассаж можно выполнять несколько раз в день, и самое главное – где угодно! 

Произносительные навыки вводите постепенно. Отработайте произношение звука сначала в слогах, затем в словах. После этого переходите к фразам и стихам. На последнем этапе автоматизации вводите поставленный звук в связную речь.
10.08.2016 19:52:45Вопрос:
Здравствуйте. Дочке 1,5 года. До года начала говорить "мама", "папа" и разные слоги, потом резко замолчала и до сих пор не говорит, только лепечет на своём что-то, иногда проскальзывают слоги. Так все понимает, когда с ней разговариваешь, отвечает тоже на своём, показывает пальчиком, что нужно (к примеру, может показать, где глазки, где её бутылочка или где кто есть). Так она весёлая, любит играть, слушать музыку и танцевать, любит, когда я ей читаю книжки. Скажите, пожалуйста, плохо ли то, что она до сих пор не говорит? Или что-то не так в её развитии? Переживаю очень, потому что она первая у меня.))
Ответ:
Пока переживать не стоит. Вы всё делаете правильно. Конечно, было бы хорошо, чтобы к 1,5 годам появилась фраза. Но у каждого ребенка свой темп развития. Сейчас самое главное – это понимание речи. Старайтесь побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Рассказывайте дочке всё, что вы вместе видите и делаете. Придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…», читайте статью «Первая фраза».
10.08.2016 19:09:33Вопрос:
Ребенку 5,5 лет. Начал говорить предложениями в 2,3 года. Речь правильная, понятная. Но вместо буквы Р произносит Л. Недавно начал повторять шепотом последнее слово его же фразы (не всегда повторяет, но часто). В семье 6 мес. назад родился еще один ребенок.
Ответ:
Если ребенок до пяти лет самостоятельно не освоил произношение всех звуков родного языка, то это повод обратиться к логопеду. 

Касательно повторения шепотом последнего слова фразы. Понаблюдайте за ребенком, и если симптоматика не пройдет или усилится, в этом случае нужна консультация врача-невролога.
07.08.2016 13:22:56Вопрос:
Добрый день! Сыну 1 год 11 мес. Развитие было в норме, в 1,5 года (весной) уже говорил "мама", "папа" и др. слова начинал, в мае сделали последнюю прививку АКДС, и как мне показалось, меньше стал говорить. "Разговаривает" жестами и мычит, иногда проскальзывают какие-то слоги, и по-своему говорит, "мама" говорит. Подскажите, норма ли это и как помочь ему разговориться? Различает цвета, показывает на предметы какие спрашиваешь, все понимает и слышит.
Ответ:
Речевое развитие ребенка может «приостанавливаться» по разным причинам. Сейчас самое главное – это понимание речи и накопление словаря. Рассказывайте малышу всё, что вы вместе видите и делаете. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки. Давайте речевые образцы, которым ребенок сможет подражать. Слова и фразы должны быть достаточно легкими для повторения и произношения. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. 

Занимайтесь развитием мелкой и общей моторики: проводите пальчиковые игры, рисуйте карандашами, собирайте мозаику, учите малыша бегать и прыгать. Все занятия проводите в игровой форме, не забывайте хвалить малыша и радоваться его успехам. Придерживайтесь рекомендаций из статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 

Смотрите наши видеоуроки по развитию речимузыкально-ритмические игры и другие видеоролики.
04.08.2016 14:24:47Вопрос:
Юлия Владимировна, добрый день. Подскажите мне, пожалуйста. Мальчик 2 года 7 мес. Где-то после 2,3 начал активно болтать. 1. Повторяет все слова (уже перестала записывать сколько он слов говорит). 2. Строит предложения из 3 и более слов (например: мама дом наш, мама папа машина в парк, мама кака пипи попозже, ну и т.д.). 3. В речи появляются слова, которые он когда-то только слышал, но не говорил (например, зная 10 и более форм и фигур, он раньше называл один только круг, сейчас же, видя что-то знакомое, все озвучивает - квадрат, сердечко, овал и т.д.). 4. Начал заменять простые слова нормальными (например, гав-гав теперь - собака, би-би - машина, бе-бе-бе - вертолет). Есть два момента, которые меня беспокоят. 1: Во рту полная каша, каждое второе слово говорит неправильно, даже такое простое слово как собака говорит - "хабака". 2: Почему он в своих предложениях не употребляет предлоги и практически всегда говорит неправильно окончания? Оцените, пожалуйста, как в целом развита его речь для его возраста? И стоит ли нам начинать посещать какие-то специальные занятия? Заранее спасибо.
Ответ:
Для детей этого возраста допустимы несовершенства речи, как в произношении, так и в грамматике. Тем не менее, приведённые Вами примеры речи ребенка «Во рту полная каша… не употребляет предлоги…практически всегда говорит не правильно окончания» могут быть при недоразвитии речеслухового восприятия и (или) нарушениях в артикуляционной сфере. Для исключения речевой патологии покажите ребенка логопеду и неврологу.
29.07.2016 11:53:52Вопрос:
Нашему сыну 7 лет. Диагноз G93.4 минимальная мозговая дисфункция. РЭР при дизартрии. Выговаривает все звуки. Слова повторяет (некоторые переворачивает). Когда торопится, речь непонятная. Врачи настаивают на том, чтобы ребенок шел в школу. Как поступить, чтобы не навредить?
Ответ:
Этот вопрос, в первую очередь, нужно решать с педагогами, которые постоянно занимались с ребенком. Необходимо знать, насколько ребенок подготовлен и психологически готов к школе. Последнее слово всегда остается за родителями.
25.07.2016 12:58:54Вопрос:
Здравствуйте, Юлия Владимировна. В одном из ваших видео по подготовке к школе вы работали со слоговым абаком деревянным. Обыскала весь интернет, но нигде не нашла такой, как у вас деревянный. Хочу сделать сама. Скажите, пожалуйста, какие гласные и согласные надо писать в этих палочках.
Ответ:
Этот абак действительно из прошлого века (без кавычек). В нём три полоски, на одной согласные, на двух других – гласные. На первой: н с к т л р в п м з; на второй: а о и ы у; на третьей: а я о ё у ю ы и э е.

Для работы по дифференциации звуков можно сделать дополнительные полоски. Гласные первого порядка: а о у ы э. Согласные: з с б п д т г к ж ш в ф.
Гласные буквы должны быть красного цвета, а согласные – чёрного.
11.07.2016 15:07:52Вопрос:
Здравствуйте. Дочке год и 15 дней. Много что понимает, собирает пирамидки, башни, может показать предметы в квартире. Дать, если что-то попросишь, но очень мало лепечет, звукоподражание появилось совсем недавно, может за мной повторять аааа, ммм, кхе, остальное смотрит, улыбается, но не повторяет. Нравится, когда рассказываем сказки, может показать на картинке животных, которых знает. Родилась в срок, в три дня обнаружили псевдокисты размером 3 мм. В 3 месяца при повторной НСГ сказали, что их почти не видно. Могут ли псевдокисты быть причиной задержки речи, и есть ли у нас поводы для беспокойства?
Ответ:
Сейчас поводов для беспокойства нет. Развивающийся мозг ребенка очень пластичен. Появление первых слов, как и всё дальнейшее речевое развитие ребенка, очень зависит от взрослых людей, занимающихся его воспитанием. Старайтесь побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Рассказывайте дочке всё, что вы вместе видите и делаете. 

Придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…», читайте статью «Первая фраза».
06.07.2016 14:13:01Вопрос:
Добрый день! Нам 2,5 года. Верхняя уздечка идет от десны передних зубов (как между двумя передними). Как-то дочка упала и порвала ее. Сводила к стоматологу, там и сказали, что так порвалось из-за короткой уздечки и что надо было в свое время подрезать. Скажите, нужно ли сейчас это делать или позже? И если оставить, на что-то это повлияет? Произношение звуков или щель, может быть, между зубов, хотя сейчас зубки вместе.
Ответ:
Заранее невозможно предположить, как будет развиваться зубной ряд у малышки и будут ли из-за этого проблемы с произношением. Вам необходимо обратиться к врачу-ортодонту, он осмотрит ребенка и ответит на ваши вопросы по поводу уздечки.
21.06.2016 17:47:45Вопрос:
Здравствуйте, Юлия Владимировна! Моей дочери 1 год и 8 мес. Активная, подвижная девочка, очень любит книжки, слушать песенки, развивающие игрушки, рисует. Много говорит на своем языке с интонацией. Слова могут иметь много значений, например "кайся" (дай, открой, включи, почитай, еще) или "гейди" (показывает на предметы на улице, картинке в книжке и говорит это слово). Я все время ее поправляю, пыталась делать вид, что не понимаю, в надежде, что это простимулирует ее к русской речи, но получаю в ответ истерику. Появилось словосочетание "мама-нини" или "папа-нини" (мама на, папа на). Кроме этого знает почти все голоса животных, называет некоторые буквы. Пальчиком на картинке почти все показывает. Свои действия стараюсь проговаривать. Как помочь ребенку заговорить? Это ЗРР? Родились мы путем ЭКС из-за гипоксии в родах, по Апгар 8/8. Могла ли сказаться наследственность? Я в детстве заговорила только после церебролизина в 2 года, а папа вообще до 4 лет молчал.
Ответ:
Пока переживать не стоит. Речевое развитие ребенка соответствует возрасту: есть фраза, звукоподражания, речь эмоционально окрашена, есть и слова-предложения, имеющие разное значение в зависимости от ситуации. 

Именно со второй половины второго года происходит качественный скачок в речевом развитии малыша – быстро пополняется словарь, появляются двух-, четырехсловные предложения.

Старайтесь наоборот всячески поддерживать малышку в речевых пробах. Внимательно слушайте, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. 

Смотрите наши видеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…»
09.06.2016 00:36:02Вопрос:
Здравствуйте, ребёнку 3 года, почти не говорит, были на комиссии в коррекционном центре, сказали, что надо ходить ребёнку в речевую группу. У нас в саду есть такая группа, но там дети разных возрастов. Либо попробовать отдать ребёнка в специальный сад по речи, где дети будут одного возраста. Что вы посоветуете?
Ответ:
Предпочтительней - специализированный детский сад. В специализированном саду ребенок находится постоянно в системе развивающих и коррекционных занятий: развитие речи, математика, музыка, физкультура, плаванье, лепка, рисование, конструирование, логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом. 

Конечно, занятия со специалистами имеют решающее значение для запуска речи. Но и весь комплекс занятий не менее важен. Положительное влияние на развитие речи оказывает формирование чувства ритма и совершенствование общей моторики. На музыкальных занятиях ребенок учится слушать песенки, понимать их содержание, выполнять разные движения под музыку. А на занятиях физкультуры осваивает разные виды ходьбы и бега, ползание, лазание, прыжки и подскоки. У детей с тяжелыми нарушениями речи также необходимо вырабатывать чувство равновесия и формировать перекрестную координацию движений.

Рекомендую прочитать статьи «Что такое ОНР?»«Алалия».
06.06.2016 18:46:39Вопрос:
Здравствуйте. Моему сыну 2.10, говорит до сих пор звукоподражающие слова. Корова му-му, пойдем топ-топ, кошка няу, собака гав-гав. Понимает обращенную к нему речь. Фразы типа: Мама топ-топ ати гав-гав ням-ням коть. При рождении была церебральная ишемия 2 степени, лечились глиатилином, пантогамом. В год с учета у невролога сняли. Как можно помочь ребенку? Логопед у нас в городе берет на занятия с 4 лет. Невролог ничего не видит, говорит: "Не беспокойтесь, заговорит", психиатр ставит нам темповую ЗРР. Еще он вообще за мной не повторяет и всех называет мамой. И маленькую девочку, и дяденьку незнакомого, и папу, и бабушку. Иногда называет папу памой, а бабушку - бамой.
Ответ:
Даже при ЗРР развитие ребенка не останавливается. Поэтому дома проводите занятия по расширению словаря. Побуждайте ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Смотрите наши видеоролики по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из нашей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…»
06.06.2016 11:45:17Вопрос:
Ребёнок 3 года. Есть задержка речи, но динамика речи есть. Задержки в психологическом развитии нет, говорит многие слова невнятно. Можно ли такого ребёнка отдать в детский сад? Заговорит ли она нормально в такой среде?
Ответ:
Можно, но как будет компенсироваться задержка речи, сказать однозначно нельзя – этот процесс индивидуальный. Нужна очная консультация логопеда, для определения причин ЗРР.
03.06.2016 15:25:50Вопрос:
Добрый день! Моему сыну 3 года и 4 месяца, говорит много слов, некоторые слова до сих пор заменяет звуками, например собака - авав, когда прошу сказать нормально, говорит "абака". И много слов говорит не полностью, пропуская первый слог. Воспитатель в саду и педиатр говорят не волноваться, что ему лень выговаривать слово хорошо, но может все-таки стоит обратится к специалисту? Спасибо большое.
Ответ:
Для детей этого возраста допустимы несовершенства в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Тем не менее, выраженные нарушения слоговой структуры слова могут возникать при недоразвитии слухового восприятия и (или) нарушениях в артикуляционной сфере. Для исключения речевой патологии покажите ребенка логопеду и неврологу.

Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок тренирует речевой слух и укрепляет артикуляционный аппарат. Трудные слова произносите по слогам с показом артикуляции. Полезно прохлопать рисунок слова в ладоши. Развивайте чувство ритма - слушайте и напевайте детские песенки, учите стихи. Для развития подвижности органов артикуляции занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Также уделите внимание развитию мелкой и общей моторики. 
19.05.2016 15:30:15Вопрос:
Сыну 2 года 9 мес. Практически говорит слогами, есть полноценные слова. Например, себя называет Же - Женя, мама На - Настя. До нового года и этого не было. Может сказать: "Мама, купи сок". Но и есть такой вариант: "Че джип дядя Лё" (чёрный джип дяди Леши). Знает все буквы, цифры, считает до 10, знает формы, цвета. Пассивный словарный запас хороший. Занимаемся по принципу, чем заинтересован. Сейчас выучил марки машин, Лада говорит лала, Опель - опе, тойота - тото. Рисуем с ним, лепить не любит, немного артикул. гимнастики через день примерно, пальчиковую гимнастику не любит тоже, занимаемся по альбому для развития речи Батяевой, по школе "7 гномов". Есть любимые стихи и песни, в которых некоторые слова произносит, если сделать паузу. Все понимает, довольно послушный и усидчивый, контактный (но вот в сад категорически не хочет ходить), но не любит зачастую незнакомые места. Например, ходили к логопеду, даже зайти в кабинет не зашёл, истерика началась. В речи о себе говорит в 3 лице - Же ка го (Женя катался на горке). Пытаемся переучивать говорить о себе, но пока безуспешно. Естественно, предлогов и окончаний нет. Диалог есть, отвечает на наши вопросы, хоть и очень простыми фразами. К неврологу даже не знаю, как пойти, в больнице истерить начинает, сложно уговорить зайти к врачу, только если вызвать на дом. Считаю, что сама виновата, запустили ребёнка, до 2 лет и 2 мес не занимались им, много мультиков смотрел. До этого возраста говорил ма и па, подражал коту и козе и ещё от силы 10 слов было. Сейчас усиленно дома занимаемся. Скажите, пожалуйста, как долго может быть этап речи со слогами и чем ещё можно заниматься для развития речи? Спасибо.
Ответ:
Речевое развитие ребенка происходит с задержкой. Упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, вполне закономерно на начальных этапах становления речи. Переход с одного этапа на другой происходит постепенно, у каждого ребенка темп свой. Сейчас Вы всё делаете правильно, желательно только привести занятия в систему. Направляйте ребенка, наметьте задачи по расширению и наращиванию имеющихся навыков. Все занятия проводите в виде игры. Не забывайте радоваться успехам, обязательно хвалите ребенка. 

Учите ребенка вслушиваться в звучание слов. Обязательно давайте речевые образцы, которым ребенок сможет подражать. Смотрите наши видеоуроки по развитию речи,музыкально-ритмические игры и другие ролики. Придерживайтесь рекомендаций из статьи «10 советов по развитию речи ребенка…» 

В три года покажите ребенка неврологу и логопеду. 
10.05.2016 15:17:32Вопрос:
Здравствуйте! Моему сыну 2 года 5 месяцев, он говорит только "пока", "надо", "кака" и произносит звуки животных, машин и поезда. Подскажите, что нам делать?
Ответ:
При задержках речевого развития необходимо начинать с обследования у логопеда и невролога. Логопед определит уровень речевого развития, оценит мышечный тонус и анатомическое строение органов артикуляции. При необходимости невролог назначит лечение.

Дома проводите занятия по расширению словаря. Побуждайте ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Читайте и перечитывайте знакомые сказки, учите стихи. Проводите занятия по развитию подвижности органов артикуляции, занимайтесь дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Смотрите наши видеоуроки по развитию речи, придерживайтесь рекомендаций из моей статьи «10 советов по развитию речи ребенка…»
10.05.2016 12:39:16Вопрос:
Здравствуйте. Сыну почти 5, и он говорит очень хорошо и чисто на немецком. А на русском в три года запрещал мне говорить, а теперь повторяет очень коряво и не очень добровольно. Как можно изменить ситуацию и улучшить русский язык? В семье я единственная, кто говорит на русском. Бабушек нет. И дома, и на улице говорим все на немецком. Спасибо заранее за ответ.
Ответ:
Необходимо вызвать заинтересованность у ребенка. Знакомьте ребенка с русской культурой. Читайте сказки и потешки. Учите стихи, пословицы и поговорки. Смотрите мультфильмы и фильмы. Слушайте детские песенки. Смотрите вместе с ребенком наши видеоуроки по развитию речи.
04.05.2016 21:49:18Вопрос:
Ребенку моей подруги 4.5 года. Он живет в 3-язычной среде и до сих пор не говорит ни одного слова. При этом постоянно издает разные звуки, но не повторяет, если его просят. Ранее ему ставили диагноз аутизм. Никаких препаратов не принимает. Очень плохой сон. Что нужно сделать в этой ситуации? Заранее благодарю за ответ.
Ответ:
Для успешного и своевременного овладения речью ребенку необходимо ориентироваться на одну языковую систему до 4-5 летнего возраста.

Сейчас ребенка необходимо всесторонне обследовать, нужен точный диагноз от врачей и заключение от дефектолога и логопеда. Ребенок нуждается в медико-педагогической помощи. Желательно получить направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), где будет рекомендовано специализированное дошкольное учреждение. 
03.05.2016 11:11:27Вопрос:
Здравствуйте. Ребенку 3 года. Не может сказать длинное слово целиком. Например, "иет". Я прошу повторить за мной: "пис", он: "пис", "то" - "то", "лет" - "лет". Прошу целиком сказать, он напрягается, и все равно опять "иет". Говорит постоянно и много, но не понятно совершенно. Либо первый слог, либо последний. Спасибо.
Ответ:
Для детей этого возраста допустимы несовершенства в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Тем не менее, выраженные нарушения слоговой структуры слова могут возникать при недоразвитии слухового восприятия и (или) нарушениях в артикуляционной сфере. Для исключения речевой патологии покажите ребенка логопеду и неврологу.

Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок тренирует речевой слух и укреп­ляет артикуляционный аппарат. Трудные слова произносите по слогам с показом артикуляции. Полезно прохлопать рисунок слова в ладоши. Развивайте чувство ритма - слушайте и напевайте детские песенки, учите стихи. Для развития подвижности органов артикуляции занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Также уделите внимание развитию мелкой и общей моторики.
30.04.2016 23:45:45Вопрос:
Здравия! Сыну 1,2 года. У него синдром Дауна. Мы только лепечем. Подойдет ли артик. гимнастика, та, что есть на сайте? Если нет, то с чего начать или к кому обратиться посоветуете? Хотя бы в двух словах - на что упор делать и справлюсь ли я сама? Спасибо.
Ответ:
Вы можете пользоваться всеми материалами и видеороликами по раннему развитию, с одной поправкой – ориентируетесь не на возраст, а на возможности своего малыша. Дети с синдромом Дауна проходят все этапы развития, общие для всех детей, но им требуется значительно больше времени для овладения навыками. Все дети с синдром Дауна нуждаются в медико-педагогическом сопровождении, не отказывайтесь от помощи профессионалов – врачей, дефектологов, логопедов, психологов.

Дома необходимо создавать развивающую среду, упор нужно делать на всё – и на развитие речи, и на развитие мелкой моторики, и на развитие общей моторики.
30.04.2016 08:55:00Вопрос:
Здравствуйте! Моему ребёнку на днях исполнится 6 лет. Вот уже год мы ходим к логопеду в детском саду, но я не вижу улучшений. Шипящие звуки (с, сь, ж, ш) и Р не могут встать, а также у ребёнка слюнки обильно выделяются при разговоре! Подскажите, как можно помочь ребёнку?
Ответ:
Скорее всего, у ребенка имеется дизкомпонент. При таких нарушениях требуется значительно больше времени для вызывания и автоматизации звуков. Проконсультируйтесь у врача-невролога, он может назначить лечение и рекомендовать логопедический массаж.
28.04.2016 11:45:17Вопрос:
Здравствуйте! Моей внучке 2 и 4 мес. Она почти не говорит. Всех нас называет мамами. Но понимать все понимает. К игры компьютерные сама заходит, находит мультики сама. Без проблем находит программу, которая ей нравится. Очень шустрая и танцует как взрослые. Любит слушать музыку и танцевать. Но беспокоит то, что она не говорит. К кому обращаться? Спасибо заранее
Ответ:
При задержках речевого развития ребенка необходимо показать двум специалистам – неврологу и логопеду.
23.04.2016 12:28:54Вопрос:
Здравствуйте. Сыну 3,3 года. Говорит слов 10, не более. На своём языке болтает без остановки. Знает почти весь алфавит. Повторяет написанные буквы, даже пытается их складывать. Знает названия геометрических фигур. Скоро идти в садик, а мы не говорим. Переживаю. Может, стоит попринимать препараты? Что эффективнее: пантогам или энцефабол? СПАСИБО
Ответ:
У ребенка выраженная задержка речевого развития. Малыша необходимо обследовать у логопеда и невролога. Медикаментозное лечение назначает только врач-невролог. 
21.04.2016 15:57:41Вопрос:
Юлия Владимировна, здравствуйте! Буду признательна за ответ и вашу помощь. Моему сыну 2 года 5 мес. Меня пугает его странное поведение и речь. Говорить начал рано, в 10 мес. осознанно "мама", "папа", "дядя", "ляля" и т.п. В год говорил осознанно 60 слов, звукоподражания. Фразовая речь с 1,5 лет. Всегда активно повторял фразы, стишки, песни. Сейчас речь его выглядит очень странно. Он не задает вопросов, говорит о себе в третьем лице: "Артёмка хочет покататься", "не хочешь", "спать хочешь", не отвечает "да" и "нет". Ко мне обращается только глаголами, например, пойдем, снимать, включить и т.п. Присутствуют эхолалии. Речь также странно эмоционально окрашена. Когда ему что-то не нравится, расстроен, он тянет, выделяет последний слог. Например, "Артёёёёёмке", "посмотрЕЕЕТЬ" "на массааааааж", и все это на грани слез. Не умеет ждать, не понимает объяснений, правил игры, не приемлет отказа. С детьми в игре часто гримасничает, также и со знакомыми взрослыми. Такое ощущение, что он эмоционально "расшатан". Любая неудача, отказ сразу вызывают слёзы. Дефектолог, невролог подозревают аутичные черты. Психиатр - общее психическое недоразвитие. Проходим лечение. Подскажите, в каком направлении двигаться дальше? Спасибо!
Ответ:
Перечисленные особенности поведения и речи, а именно: регресс речевых навыков, эхолалии, разговор о себе в третьем лице, трудности общения – также свидетельствуют о проявлении РДА. Здесь, конечно, важна точная и дифференциальная диагностика. В любом случае, необходима комплексная помощь: психоневролог – психолог – дефектолог. 

Вам как родителям важно понимать и принимать ребенка со всеми его особенностями. Для таких малышей очень важен порядок во всём, обязательно соблюдайте режим дня. Старайтесь находиться с ним на одной волне. Важно направлять его поведение и максимально исключать эмоциональный дискомфорт. 

Для развития психической деятельности (в том числе и речи) важно «зацепиться» за его предпочтения. Например, малыша интересуют рыбки. Значит: рассматриваем цвет рыбок, их размер, какой они бывают формы, направление движения рыбок, на какой глубине они могут плавать, считаем рыбок, сравниваем их и т.д. и т.п. Двигаемся вперёд медленно, ориентируемся на возможности малыша. 
19.04.2016 05:59:48Вопрос:
Здравствуйте, Юлия! Можно ли поставить твердый звук Л в 14 лет? Что для этого сделать? Спасибо!
Ответ:
Вызывать и ставить правильно звуки можно в любом возрасте. Правила и приёмы те же, что и для дошкольников. Но взрослым требуется значительно больше времени для автоматизации звука и введения его в речь. Поэтому после постановки нужны ежедневные занятия по закреплению звука в речи и постоянный контроль до полной автоматизации. Для этого понадобится речевой материал, насыщенный звуком Л. Вводят звук в речь в такой последовательности: 
1. произносим звук изолированно (тянем л-л-л-л);
2. в слогах ал-ол-ул- ыл; ла-ло-лу-лы (повторяем многократно);
3. в словах (звук в начале, в середине, в конце слова);
4. во фразах, в стихах и чистоговорках.

Постановка звука Л.
Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики. Особое внимание уделите упражнениям «Качели», «Чистим зубки», «Индюк», «Месим тесто», «Парус», «Маляр», «Вкусное варенье».
Затем пробуйте вызвать твердый звук Л любым удобным способом:
1. Произносим звук А, прикусываем кончик языка. Губы при этом находятся в улыбке, зубы обнажены (и верхние, и нижние). Получается: Ал-л-л-л.
2. Передними зубами закусить распластанный (широкий) язык, одновременно произносим низким голосом: а-а-а-а. Получается: ла-ла-ла.
3. Закусить кончик языка и долго гудеть как пароход: Ы-Ы-Ы. По команде, не разжимая зубов, спрятать язык в рот.

Все упражнения выполняйте перед зеркалом. Если занятия не принесут положительных результатов, обратитесь к логопеду.
16.04.2016 21:31:59Вопрос:
Добрый день, Юлия Владимировна! Моему племяннику 1,9, говорит только "мама", "баба", "папа", "мяу" и "му", прогресса не наблюдается, какие-то новые слова просто не хочет говорить, да и эти редко, в основном мычит. Лепет тоже был бедный. При этом показывает на картинках то, что просят, на себе части тела показывает, любит тыкать пальчиком, чтобы ему назвали названия предметов. УЗИ головного мозга ничего не показало. Подскажите, пожалуйста, стоит ли бить тревогу или все в норме.
Ответ:
Речевое развитие происходит постепенно, у каждого ребенка темп свой. Наиболее значимо в этом возрасте понимание речи. Если малыш хорошо ориентируется в привычной ситуации, знает и показывает предметы, понимает простые действия «Покажи, кто сидит? Кто спит?», понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию «Пойди в комнату, принеси собачку», значит развитие ребенка проходит нормально. 

Главным показателем речевого развития в этом возрасте является наличие фразы. Старайтесь побуждать ребенка к речи, задавайте вопросы, давайте речевые образцы. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует речевой слух и укрепляет артикуляционный аппарат. Для развития подвижности органов артикуляции занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Развивайте чувство ритма - слушайте и напевайте детские песенки, учите стихи. Занимайтесь развитием мелкой и общей моторики: проводите пальчиковые игры, рисуйте карандашами, собирайте мозаику, учите племянника бегать и прыгать, перешагивать разные предметы. Все занятия проводите в игровой форме. 

В два года покажите малыша неврологу и логопеду для оценки состояния мышечного тонуса органов артикуляции.
популярное

Самое лучшее из нашего Магазинчика