
Задержка психического развития - ЗПР. Звучит угрожающе, но не безнадежно. Именно это и должна понимать мама, если вдруг педиатр отправляет ее на консультацию к неврологу, чтобы подтвердить или опровергнуть свое предположение.
Задержка психического развития - это нарушение темпов психического развития и эмоционального восприятия окружающего мира.
Маму должно насторожить:
- если малыш начал отставать в развитии двигательных навыков: позже начал держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, ходить (или пропустил какой-то этап, например, не сидел, а сразу пополз или не ползал, а сразу пошел); задерживается формирование ориентировочных реакций (зрительно-слуховых и зрительно-тактильных);
- малышу больше года, а он постоянно капризничает, плохо спит, выдает неадекватные эмоциональные реакции, проявляет поверхностный интерес к игрушкам, движения руки и общие движения крайне неловки, задерживается его речевое развитие;
Ну, а уж если к 3 годам малыш плохо говорит (или не говорит вообще), крайне неусидчив, его игровая деятельность на уровне манипуляций, он невнимателен и плохо воспринимает информацию об окружающем мире, быстро все забывает и его эмоциональный мир крайне беден, не сформированы предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности и навыки самообслуживания в еде и при одевании - необходимо проявить инициативу и посетить врача невролога, логопеда, дефектолога или нейропсихолога.
Но если у вас все было относительно благополучно, как вам казалось, а в 4-6 лет ваш ребенок меньше, чем его сверстники задает вопросов, не проявляет самостоятельности в процессе поиска решения, не производит при этом разнообразные мыслительные операции (не обобщает, не анализирует, не сравнивает, не группирует и т.д.), не замечает своих ошибок и ошибок у сверстников, без помощи взрослого не может их исправить - надо обязательно посетить специалистов. Если этого не сделать, то ребенок, достигнув школьного возраста, может остаться в кругу дошкольных интересов. Познавательная, учебная мотивация по щелчку (31 августа, перед Днем знаний) сама по себе не появится, словесно-логическое и абстрактное мышление тоже! А значит, в учебной деятельности ребенок будет неуспешным.
Важно понять, что выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные нарушения, если ими пренебрегать, быстро усугубятся и перейдут в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее будут поддаваться коррекции и компенсации.
О видах ЗПР, а их достаточно много и каждый имеет свои характерные особенности, поговорим в полной версии статьи "Задержка психического развития".