Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!
Как научить ребенка дружить?

0

Как научить ребенка дружить?

Научить малыша дружить, общаться и играть с другими детьми и взрослыми людьми можно, показав ему пример. Дети учатся общаться, наблюдая за взрослыми. Прежде всего, усваивается и перенимается опыт общения ребенка и родителей. Например, если мама чаще всего обращается к ребенку с просьбой, с предложением, подразумевающим выбор, а не с приказом, то для этого ребенка будет естественно попросить у другого малыша игрушку.

На детской площадке очень уместно будет помогать маленькому (да и подросшему, если требуется) ребенку просить поиграть чужие игрушки, предлагать свои взамен. Не стоит ждать, что достаточно будет только однажды объяснить и помочь, – ситуации могут быть разные. Когда-то обмен и совместная игра могут состояться, а иногда может быть так, что другой ребенок играть и делиться не захочет. В этом случае нужно поддержать своего ребенка, помочь ему справиться с разочарованием и направить активность в другое русло: «Мальчик сейчас хочет поиграть своей машинкой сам, один. Может быть, позже или в другой раз захочет с тобой. Пойдем скорей, посмотри, там освободились качели!»

Основа дружбы - это уважение к потребностям и желаниям другого человека, это умение найти компромисс для того, чтобы игра все-таки состоялась. Совсем маленьким детям (до 3 лет), как правило, больше интересны игрушки, находящиеся в руках у других детей, а не совместная игра как таковая. Примерно с 2,5 лет дети могут охотно включаться в игру организованную либо взрослыми, либо детьми старшего возраста. Начиная примерно с 3-3,5 лет уже можно заметить, что дети могут вместе играть с одной куклой: одна девочка кладет спать, другая укрывает одеяльцем. Это начало совместных ролевых игр детей, из них рождается детская дружба. Детям уже интересно и нужно именно общество другого ребенка, а не просто его игрушки.

Для того, чтобы продолжать учить ребенка дружить, важно обращать внимание своего ребенка на чувства и переживания другого как в конфликтных ситуациях, так и в радостных. «Посмотри, Ваня так расстроился от того, что вы теперь не играете вместе. У него грустные глаза (он плачет). А как ты? Как ты себя чувствуешь?» Ребенок может высказаться и, с вашей помощью, заметить как нехорошо Ване. Дальше можно предложить детям компромиссный вариант, несколько вариантов, которые в силу небольшого жизненного опыта для детей были неочевидны.

Чем старше будут становиться дети, тем больше у них будет накапливаться опыта выхода из трудных ситуаций с помощью взрослых, а в некоторых случаях и без нее. Удовольствие от общения и его ценность будет расти, и все реже будет требоваться помощь взрослого. 

АВТОР: ГОРБАЧЕВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА. ПСИХОЛОГ.


ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ СТАТЕЙ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА...


Возврат к списку